Обзоры обращений

Является ли наличие электроплиты основанием для снижения тарифа на электроэнергию

Приказом комитета тарифного регулирования Волгоградской области установлен понижающий коэффициент в размере 0,7, применяемый к тарифам на электрическую энергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в жилых и многоквартирных домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками.

Под понятием "в установленном порядке" понимается оснащенность стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками жилого помещения в соответствии с техническим паспортом такого жилого или многоквартирного дома, либо при его отсутствии – в соответствии с проектной документацией (постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 № 614). 

Следует отметить, что в случае если степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома предусматривает предоставление коммунальной услуги по газоснабжению, наличие стационарной электроплиты не является основанием для применения пониженного тарифа.

Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными приказом Минэнерго Российской Федерации от 13.01.2003 № 6, определен перечень технической документации, который необходимо иметь потребителю: технический паспорт основного оборудования здания и сооружения, электрообъектов, сертификаты на оборудование и материалы, подлежащие обязательной сертификации. Учитывая изложенное, данные документы могут служить основанием для внесений изменений в технические паспорта на дом и на жилое помещение.

Согласно пункту 1.6. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, собственники жилищного фонда или их уполномоченные должны своевременно вносить изменения в исполнительную документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, модернизации, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта на дома, строения и земельный участок.

Таким образом, при переустройстве жилого помещения и установке стационарной электроплиты, в соответствии с разъяснениями Федерального агентства  по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, к заявлению об изменении тарифа на электрическую энергию необходимо приложить:

- справку об отсутствии (отключении) в жилом помещении газа (выдается газоснабжающей организацией);

- технические условия подключения электроплиты (выдаются сетевой организацией);

- проектную документацию согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями (выдаются сетевой организацией).

 Заявление на применение пониженного тарифа на электроэнергию и копии вышеуказанных документов необходимо представить исполнителю коммунальных услуг: в управляющую организацию или ТСН, либо в ПАО "Волгоградэнергосбыт" при заключении прямых договоров на поставку электроэнергии.



Как производится расчет платы за полив земельного участка в Волгограде при отсутствии прибора учета?

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов если домовладение не оборудовано индивидуальным прибором учета, то потребитель дополнительно к плате за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, оплачивает коммунальную услугу, предоставленную ему при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, исходя из норматива на полив.

Норматив потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для полива земельного участка утвержден постановлением Минтопэнерготариф Волгоградской области от 25.07.2012 № 4/1 в размере 0,46 м3 на 1 м2 поливаемой площади в мес. Указанный норматив применяется в период с апреля по сентябрь.

Стоимость полива одной сотки земельного участка для жителей Волгограда с 01.07.2016 по 30.06.2017 исходя из норматива и тарифа на воду составляла:

0,46 м32 в мес.   х   19,34 руб./м3   х   100 м2  =   889,64 руб. в мес.

С 01.07.2017, в связи с увеличением тарифа на холодную воду до 21,44 руб./м3, стоимость полива одной сотки земельного участка возросла до 986,24 руб.

При начислении платы за водоснабжение норматив на полив должен применяться к фактической поливной площади земельного участка (площадь посадок на приусадебных участках), определяемой в договоре с поставщиком коммунального ресурса.

В случае необходимости уточнения поливаемой площади земельного участка, необходимо обратиться в ООО "Концессии водоснабжения" для внесения соответствующих изменений в договор на поставку коммунального ресурса.

По вопросу вызова специалиста с целью измерения фактической поливной площади можно обратиться в ООО "Концессии водоснабжения" по телефонам: 60-66-00, 99-67-96, 99-07-93, а также на адрес электронной почты: info@investvoda.ru.

Потребителям ООО "Концессии водоснабжения" предлагается установить прибор учета холодной воды в месте, определенном проектной документацией, а в случае отсутствия таковой – в точке присоединения к уличной сети водопровода (в колодце). Установка прибора учета в колодце в точке присоединения не требует много времени, в этом случае прибор учета принимается в эксплуатацию в течение 15 рабочих дней со дня направления заявки. Кроме того, потребителю предоставляется отсрочка на разработку и предоставление проектной документации на водоснабжение домовладения до конца 2017 года. По согласованию с ООО "Концессии водоснабжения" в случае отсутствия технической возможности установки прибора учета в колодце в точке присоединения, подтвержденной актом обследования, прибор учета может быть установлен в ином месте. Опломбировка приборов учета, принимаемых в эксплуатацию впервые, в соответствии с законодательством Российской Федерации, производится бесплатно.

Кроме того, ввод в эксплуатацию приборов учета потребителей ООО "Концессии водоснабжения" осуществляется не с момента их опломбирования, а с даты подачи потребителем соответствующего заявления.

Почему в Волгограде с 1 июля тарифы на коммунальные услуги увеличатся в среднем на 9,8%?

Постановлением Губернатора Волгоградской области от 27.12.2016 № 1013 № "Об установлении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Волгоградской области на 2017 год" по инициативе представительных органов в 44 муниципальных образованиях с 01.07.2017 установлен максимальный индекс роста коммунальных платежей в размере 9,8%.

Средний индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по Волгоградской области на 2017 год утвержден Правительством Российской Федерации в размере 4,2%.

Основанием для повышения индекса изменения коммунальных платежей является поэтапное доведение уровня оплаты коммунальных услуг населением до экономически обоснованного уровня тарифов, предусмотренное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации".

В свою очередь рост экономически обоснованных тарифов на услуги ряда коммунальных операторов в вышеуказанных муниципальных образованиях области на величину, превышающую установленный Правительством Российской Федерации индекс, связан со снижением полезного отпуска, износом сетей и оборудования, ведущим к сверхнормативным потерям энергоресурсов и увеличением задолженности перед поставщиками. При этом, оценка необходимости обращения к Губернатору Волгоградской области об установлении предельного (максимального) индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на уровне, превышающем установленный Правительством Российской Федерации, осуществлялась представительными органами каждого муниципального образования с учетом оценки ситуации в конкретном муниципальном образовании.

Вместе с тем, резкого повышения размера вносимой гражданами платы в муниципальных образованиях не произойдет. К примеру, прирост платежа за коммунальные услуги в стандартной двухкомнатной квартире (площадь 50 кв. м, 2 проживающих в городском округе город-герой Волгоград) с учетом принятых тарифных решений с ростом платы в размере 9,8% по отношению к плате за коммунальные услуги с ростом 4,2% составит 121 руб.

В то же время, в данных муниципальных образованиях продолжают действовать льготные тарифы на коммунальные услуги с компенсацией выпадающих доходов организаций из областного бюджета согласно Закону Волгоградской области от 28.12.2015 № 227-ОД "О льготных тарифах в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Волгоградской области в 2016-2018 годах".

Необходимо отметить, что даже с учетом ограничения роста в 9,8%, тарифы на коммунальные услуги в г.Волгограде являются одними из самых низких по сравнению с субъектами Южного федерального округа и близлежащими субъектами Российской Федерации.

Холодное водоснабжение

Водоотведение

Тепловая энергия

Электрическая энергия

Размер тарифа
с 01.07.2017, руб./м3
(с НДС)

Размер тарифа
с 01.07.2017, руб./м3
(с НДС))

Размер тарифа
с 01.07.2017, руб./Гкал
(с НДС)

Размер тарифа
с 01.07.2017, руб./кВт.ч
(с НДС)

Астрахань

22,74

22,73

2018,34

4,53

Ростов

41,70

28,63

1793,62

3,72 / 5,19*

Краснодар

37,04

26,89

2002,99

4,44 / 6,22*

Воронеж

28,27

20,46

2214,01

3,53

Элиста

43,03

11,89

2097,86

4,38

Москва

35,40

25,12

2199,24

5,38

Санкт Петербург

27,99

27,99

1678,72

4,32

Волгоград

21,44

13,87

1777,60

4,02

*указаны тарифы в пределах социальной нормы потребления / сверх социальной нормы потребления

На основании какого документа мы должны оплачивать за отопление семь месяцев?

Согласно постановлению Правительства Волгоградской области от 11.09.2012 № 361-п "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению для потребителей, проживающих в многоквартирных домах и жилых домах" на территории г. Волгограда и г. Камышина до 31.07.2015 действовал порядок расчета платы за отопление, установленный Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, (равномерными платежами в течение года) с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30.06.2012 (утвержденных органами местного самоуправления).

С 01.08.2015 в соответствии с постановлением администрации Волгоградской области от 20.03.2015 № 116-п "О признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Волгоградской области от 11.09.2012 № 361-п "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению для потребителей, проживающих в многоквартирных домах и жилых домах" на территории г. Волгограда и г. Камышина начал действовать новый порядок расчета платы за отопление, установленный Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, с начислением платы только в течение отопительного периода. Одновременно вступили в силу нормативы потребления тепловой энергии на отопление, установленные постановлением Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 08.06.2012 № 23 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии населением, используемых для определения платы за услуги отопления при отсутствии приборов учета тепловой энергии на территории Волгоградской области".

Каким методом рассчитан норматив на отопление?

Необходимость установления нормативов на отопление возникла в связи со вступлением в силу постановлений Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 258 "О внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" и от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", согласно которым изменился порядок начисления платы за централизованное отопление. С 01.08.2015 в г. Волгоград и г. Камышин плата за данную коммунальную услугу взимается только в отопительный период.

Иными словами, месячный норматив должен составлять 1/7 от годового потребления тепловой энергии, а не 1/12 (как было ранее), и начисление будет производиться 7 месяцев в году вместо 12.

Таким образом, в рамках возложенных полномочий постановлением Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 08.06.2012 № 23 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии населением, используемых для определения платы за услуги отопления при отсутствии приборов учета тепловой энергии на территории Волгоградской области" утверждены нормативы, вступившие в силу для указанных городских округов с 01.08.2015.

Расчет нормативов выполнен в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила № 306).
Согласно Правилам нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул.
В связи с низкой оснащенностью домов приборами учета в регионе представительность выборки недостаточна для применения метода аналогов.
Таким образом, для определения нормативов выбран расчетный метод.

Размеры нормативов рассчитаны по формуле 18 Приложения № 1 к Правилам № 306 на основании на следующих данных:
продолжительность отопительного периода по данным органов местного самоуправления (далее – ОМС) за 3 года;
климатические параметры по средним температурам наружного воздуха в отопительный период по справкам метеостанций;
температура внутри жилых помещений в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354;
часовая тепловая нагрузка на отопление домов (определяется значением нормируемого удельного расхода тепловой энергии в соответствии с таблицей 7 Правил № 306);
суммарные площади жилых и нежилых помещений по каждой группе домов по этажности согласно информации, представленной ОМС.

Почему я оплачиваю потребление в октябре и апреле по нормативу как за полный месяц?

В соответствии с формулой 18 приложения 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях определяется в отношении периода, равного продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).

При этом количество тепловой энергии (Гкал/год), необходимой для отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется по формуле 19 приложения 1 к Правилам № 306, в которой продолжительность отопительного периода принимается в сутках в год.

В целях определения нормативов на отопление, в расчетах принята средняя продолжительность отопительного периода на территории Волгоградской области на основании данных, полученных от органов местного самоуправления, которая составила 184 суток в год.

Таким образом, нормативы на отопление определены исходя из продолжительности отопительного периода, но с учетом равномерного начисления платы за полные месяцы отопительного периода (на территории г. Волгограда – 7 месяцев). Перерасчета платы за октябрь и апрель, в таком случае, не требуется.

Почему раньше был одинаковый норматив на отопление, а теперь в четырехэтажках оплата за отопление оказывается самой высокой, хотя в девятиэтажках на порядок меньше?

Установление норматива исходя из этажности и года постройки определено п. 20 Приложения 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, согласно которому размер норматива прямо пропорционален значению нормируемого удельного расхода тепловой энергии (таблица 4 в Приложении 1 к Правилам № 306). Именно в соответствии с данным параметром, установленным Правительством Российской Федерации, норматив на отопление для 1-4-х этажных домов до 1999 года постройки выше остальных.

Ранее применяемый норматив, установленный Администрацией Волгограда (Камышина) в 2005 году, решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07.08.2012 по делу № А12-10712/2012 (для Камышина - от 23.09.2013. по делу № А12-31821/2012) признан не соответствующим действующему законодательству на основании того, что установлен единым для города Волгограда, без дифференциации по конструктивным особенностям и техническим параметрам домов и годам постройки.

Раньше плата за полив земельного участка в Волгоградской области взималась с мая, а с этого года с апреля по сентябрь.  С чем это связано?

Ранее нормативы потребления коммунальных услуг устанавливались органами местного самоуправления в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила).

В связи с изменениями от 28.03.2012, внесенными в Правила, норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для полива земельного участка устанавливается на месяцы календарного года, соответствующие периоду использования холодной воды по указанному направлению, устанавливаемому уполномоченным органом в зависимости от климатических условий субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Положением о комитете тарифного регулирования Волгоградской области (далее – Комитет), утвержденным постановлением Правительства Волгоградской области от 06.02.2014 № 32-п, Комитет является органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением регулирования цен, относящегося к полномочиям иных органов исполнительной власти Волгоградской области), а также контроль за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) на территории Волгоградской области.

В соответствии с Нормами расходов воды потребителей сельскохозяйственного водоснабжения ВНТП-Н-97, утвержденными Протоколом научно-технического совета Минсельхозпрода Российской Федерации от 14.02.1995 № 1, средневзвешенные поливные нормы сельскохозяйственных культур для Волгоградской области установлены с апреля по сентябрь.

На основании изложенного, пунктом 4 условий применения нормативов на холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, определенных постановлением Комитета от 25.07.2012 № 4/1 "Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета на территории Волгоградской области" установлено, что норматив потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для полива земельного участка применяется в период с апреля по сентябрь каждого года. Режим водопотребления на полив земельного участка определяется в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом между исполнителем и собственником или пользователем жилого дома (домовладения) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

Необходимо отметить, что в соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.01.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", до 01.07.2012 собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета.

О мерах по ограничению в 2013 году роста платы граждан за коммунальные услуги в Волгоградской области.

В целях ограничения роста платы граждан  за коммунальные услуги Правительство Волгоградской области приняло решение об  установлении на территории Волгоградской области с 01.07.2013 социальных тарифов для населения на услуги водоснабжения и теплоснабжения с приростом 10% к тарифам, действующим в первом полугодии 2013 года.

Данные ограничения установлены и применяются при соблюдении принципа сопоставимости условий, то есть при одинаковом наборе и объёме предоставляемых услуг.

В результате максимальный прирост тарифов для населения на территории Волгоградской области  с 01.07.2013 составит:

- водоснабжение (горячее и холодное) -10,00%
- водоотведение                                      -10,00%
- теплоснабжение                                    -10,00%
- электроснабжение                                - 14,93%
- газоснабжение                                       - 15,00%

Таким образом, с 01.07.2013 прирост платы граждан за коммунальные услуги на территории Волгоградской области не превысит 12 процентов (в среднем за год 6%), а в муниципальных образованиях Волгоградской области, где в структуре совокупного платежа граждан за коммунальные услуги преобладает плата за услуги по электроснабжению и газоснабжению, прирост не превысит 15 %.

В муниципальных образованиях Волгоградской области, где население оплачивает услуги холодного водоснабжения и водоотведения по экономически обоснованному тарифу, рост тарифов составит 6,9%.

В тех же муниципальных образованиях, где население оплачивает услуги холодного водоснабжения и водоотведения по социальному тарифу (ниже экономически обоснованного), максимальный рост тарифов составит 10%.

Данное обстоятельство обусловлено необходимостью снижения нагрузки на областной бюджет.

При этом плата граждан в таких муниципальных образованиях не превысит установленные Правительством РФ ограничения.

Финансовые средства, необходимые для компенсации разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, по которым население оплачивает коммунальные услуги, ежегодно предусматриваются Правительством Волгоградской области в бюджете области.

Когда на услуги ЖКХ тарифы перестанут подниматься?

В соответствии с пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата граждан за коммунальные услуги складывается из оплаты следующих услуг: холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно действующему законодательству тарифы (цены) на коммунальные ресурсы подлежат государственному регулированию.

В условиях инфляционных процессов, постоянного роста цен на энергоносители, пересмотр тарифов в сторону увеличения неизбежен.

Рост тарифов обусловлен следующими причинами:

- ростом цен на топливно-энергетические ресурсы, определенным на федеральном уровне;
- индексацией затрат в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.

Почему в разных муниципальных образованиях тарифы на коммунальные услуги разные?

Различия тарифов, установленных для регулируемых организаций в различных муниципальных образованиях Волгоградской области, обусловлены прежде всего следующими факторами:

- объемом реализации коммунальных услуг (обратно пропорциональная зависимость: чем больше объем реализации услуг, тем меньше размер тарифа);
- территориальным расположением, характером местности (горная, холмистая, равнинная), в связи с чем меняется протяженность сетей, разбросанность объектов;
- уровнем энергоемкости установленного оборудования;
- степенью изношенности сетей и оборудования, что влияет на расходы, необходимые для поддержания систем снабжения услугами в рабочем состоянии;
- наличием собственных источников добычи ресурсов или использованием покупных товаров и услуг;
- другими причинами и особенностями технологического процесса производства и транспортировки коммунальных услуг каждой конкретной ресурсоснабжающей организации.

Следует отметить, что тарифы на коммунальные услуги формируются органами регулирования субъектов Российской Федерации на основе анализа экономической обоснованности затрат регулируемых организаций на очередной период регулирования при осуществлении деятельности по производству коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, газа, тепловой энергии).

Из чего складывается плата за жилищно-коммунальные услуги?

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) и рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, и тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Здесь необходимо отметить, что при установке индивидуальных приборов учета коммунального ресурса размер платы за коммунальные услуги будет меньше, чем при оплате по нормативам потребления, при условии отслеживания показаний индивидуального прибора учета и, как следствие, экономного расходования данного коммунального ресурса, самим потребителем.

Плата за жилое помещение для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда включает в себя плату за:

- пользование жилым помещением (плата за наем);

- содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.

Плата за жилое помещение для собственника жилого помещения состоит из платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающей в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Где можно узнать информацию о стоимости коммунальных услуг?

В управляющих компаниях, с которыми заключен договор предоставления и обслуживания коммунальных услуг, в органах местного самоуправления, в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области государственного регулирования тарифов, в официальных печатных изданиях органов исполнительной власти, а так же на официальных сайтах органов регулирования в сети Интернет.

Согласно п.2 ст.165 Жилищного Кодекса РФ органы местного самоуправления и управляющие организации обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию об установленных ценах и тарифах на услуги и работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с этими ценами и тарифами, об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и выполняемых работ, а также о ценах и тарифах на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг.